На всякий случай, для тех, кто вдруг жил себе счастливо и не знал: B2B = business to business, B2C = business to client. :)
Т.е. когда вам продают норковую шубу — это В2С. Когда норко-производитель продает шкурки норок фабрике по пошиву шуб — это В2В.
Казалось бы, чего проще. :)
Тем не менее, иногда возникают споры. Вот не так давно принял участие в интернет-завтраке (это такой хороший способ неформального общения; боюсь, страничка мероприятия в Фейсбуке доступна только участникам). Одним из докладчиков был Андрей Длигач, очень интересный человек, руководитель группы консалтинговых компаний Advanter Group, доцент кафедры международной экономики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, постоянный приглашенный преподаватель бизнес-школы МИМ-Киев (это всё я узнал позже). И вот он в полемическом пылу сказал, что разница между B2B и B2C фактически отсутствует. Т.к. в В2В все равно приходится иметь дело с конкретными сотрудниками, т.е. живыми людьми, а раз так...
Мне, в общем-то, абсолютно пофиг: каждый имеет право считать так, как ему удобнее. Но интересно другое: зачем идти на такие обобщения?
Дискутировать на этом завтраке было крайне сложно, т.к. хоть высказаться хотели далеко не все, докладчики практиковали довольно пространные ответы и отступления от темы. Я даже пару раз позволил себе перебить выступающих, за что приношу искренние извинения и Андрею, и Ярославу Трофимову, организатору этого интересного мероприятия, — ну очень сложно было иначе.
Поэтому хочу поразмышлять над этим здесь.
Наверное, пора уходить под кат. Кому интересно коротко взглянуть на этот вопрос с несколько методологической, что ли, точки зрения, — айда со мной. :)
Собственно, кратко и чётко различия между B2B и B2C обозначены, к примеру, в блоге Александра Юрчака (рекомендую). Конечно, если быть занудным, то можно еще что-нибудь добавить или изменить, но давайте исходить из разумной необходимости. Нас сейчас интересуют не конкретные отличия, а их наличие. :)
И зададим себе вопрос: а зачем вообще делить некий абстрактный объект (рынок, например) на разные категории (B2B и B2C, к примеру)? Таким делением занимались еще древние греки — и называли это анализом. Как малые дети раздевают кукол, чтобы посмотреть, что ж там дальше, или разбирают свои игрушечные машинки на запчасти, чтобы понять, что там жужжит внутри, так и древние греки (нет чтобы на грядке поковыряться семье на пользу) раскладывали сложные философские вопросы на составляющие. Цель? Чтобы легче было разобраться, конечно. :)
Даже процесс питания облегчается откусыванием еды по кусочку, а попытки заглотить всё целиком могут иметь печальные последствия. ;)
Так и в случае маркетинга имеет смысл присматриваться к особенностям В2В и В2С рынков, и тщательнее их учитывать. Смысл говорить, что это всё едино? Нет, не подумайте: я за разумное сравнение, имеющее целью посмотреть применимость методов, которые применяют коллеги в других сегментах. Но это сравнивать. Или если исследуются какие-то более общие вопросы (к примеру, какие-то общие вопросы трудоустройства маркетологов, по большому счету, не сильно зависят от сегмента), тогда смысла говорить о разнице нет.
Если же мы хотим исследовать какой-то вопрос, то имеет смысл "анализировать", т.е. делить его до удобооткусываемых кусков, в зависимости от цели и глубины дискуссии. :)
Кстати, целью дискуссии было обсуждение поднятия цен для повышения продаж и прибыльности (вопрос интересный, предлагаю рассмотреть его в следующей заметке). Что, по моему скромному мнению, имеет очень различные особенности на В2В и В2С. Нет, конечно, если у вас есть универсальный совет, то супер. Но, как правило, даже в пределах одного сегмента универсальных советов не существует. Потому и разделяют большие сегменты на меньшие, а потом на еще меньшие. Прям как древние греки. :) Не ковыряться же в огороде, когда серьезные вопросы непроанализированными валяются. :)
Т.е. когда вам продают норковую шубу — это В2С. Когда норко-производитель продает шкурки норок фабрике по пошиву шуб — это В2В.
Казалось бы, чего проще. :)
Тем не менее, иногда возникают споры. Вот не так давно принял участие в интернет-завтраке (это такой хороший способ неформального общения; боюсь, страничка мероприятия в Фейсбуке доступна только участникам). Одним из докладчиков был Андрей Длигач, очень интересный человек, руководитель группы консалтинговых компаний Advanter Group, доцент кафедры международной экономики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, постоянный приглашенный преподаватель бизнес-школы МИМ-Киев (это всё я узнал позже). И вот он в полемическом пылу сказал, что разница между B2B и B2C фактически отсутствует. Т.к. в В2В все равно приходится иметь дело с конкретными сотрудниками, т.е. живыми людьми, а раз так...
Мне, в общем-то, абсолютно пофиг: каждый имеет право считать так, как ему удобнее. Но интересно другое: зачем идти на такие обобщения?
Дискутировать на этом завтраке было крайне сложно, т.к. хоть высказаться хотели далеко не все, докладчики практиковали довольно пространные ответы и отступления от темы. Я даже пару раз позволил себе перебить выступающих, за что приношу искренние извинения и Андрею, и Ярославу Трофимову, организатору этого интересного мероприятия, — ну очень сложно было иначе.
Поэтому хочу поразмышлять над этим здесь.
Наверное, пора уходить под кат. Кому интересно коротко взглянуть на этот вопрос с несколько методологической, что ли, точки зрения, — айда со мной. :)
Собственно, кратко и чётко различия между B2B и B2C обозначены, к примеру, в блоге Александра Юрчака (рекомендую). Конечно, если быть занудным, то можно еще что-нибудь добавить или изменить, но давайте исходить из разумной необходимости. Нас сейчас интересуют не конкретные отличия, а их наличие. :)
И зададим себе вопрос: а зачем вообще делить некий абстрактный объект (рынок, например) на разные категории (B2B и B2C, к примеру)? Таким делением занимались еще древние греки — и называли это анализом. Как малые дети раздевают кукол, чтобы посмотреть, что ж там дальше, или разбирают свои игрушечные машинки на запчасти, чтобы понять, что там жужжит внутри, так и древние греки (нет чтобы на грядке поковыряться семье на пользу) раскладывали сложные философские вопросы на составляющие. Цель? Чтобы легче было разобраться, конечно. :)
Даже процесс питания облегчается откусыванием еды по кусочку, а попытки заглотить всё целиком могут иметь печальные последствия. ;)
Так и в случае маркетинга имеет смысл присматриваться к особенностям В2В и В2С рынков, и тщательнее их учитывать. Смысл говорить, что это всё едино? Нет, не подумайте: я за разумное сравнение, имеющее целью посмотреть применимость методов, которые применяют коллеги в других сегментах. Но это сравнивать. Или если исследуются какие-то более общие вопросы (к примеру, какие-то общие вопросы трудоустройства маркетологов, по большому счету, не сильно зависят от сегмента), тогда смысла говорить о разнице нет.
Если же мы хотим исследовать какой-то вопрос, то имеет смысл "анализировать", т.е. делить его до удобооткусываемых кусков, в зависимости от цели и глубины дискуссии. :)
Кстати, целью дискуссии было обсуждение поднятия цен для повышения продаж и прибыльности (вопрос интересный, предлагаю рассмотреть его в следующей заметке). Что, по моему скромному мнению, имеет очень различные особенности на В2В и В2С. Нет, конечно, если у вас есть универсальный совет, то супер. Но, как правило, даже в пределах одного сегмента универсальных советов не существует. Потому и разделяют большие сегменты на меньшие, а потом на еще меньшие. Прям как древние греки. :) Не ковыряться же в огороде, когда серьезные вопросы непроанализированными валяются. :)
"...разница между B2B и B2C фактически отсутствует. Т.к. в В2В все равно приходится иметь дело с конкретными сотрудниками, т.е. живыми людьми..."
ОтветитьУдалитьКакая чушь несусветная. Давно вывел дял себя простую формулу: B2B отличается от B2C тем, что в первом случае имеет место двоякий потребительский интерес - самого клиента, как юрлица, и физлиц, его интересы представляющих, а во втором - только интересы конкретных физлиц. При этом, интересы физлиц, представляющих интересы юрлица, могут совпадать с последними (+), не совпадать (дополнять, или 0), либо конфликтовать (-). И эти варианты исчерпывающе описывают всё поле.
таков мой универсальный ответ ;-)
Ну я не мог себе позволить во время дискуссии ответить так категорично. :)
УдалитьА так — да, согласен. Мой взгляд на вещи не противоречит Вашему, просто немного с другого ракурса и больше исходит из практических соображений: есть интересы клиента (компании), есть интересы его сотрудников. Цель — удовлетворить имеющимся ассортиментом/инструментарием интересы компании. Удовлетворение интересов сотрудников используется тактически, для достижения общих положительных результатов. :)
А если Вы имеете дело с сотрудником, чей личный интерес превалирует над корпоративным, но в его власти решать, насколько второй будет удовлетворён? Или даже хуже - чтобы удовлетворить его интерес, Вам необходимо частично или полностью пожертвовать интересом корпоративным? При этом Ваш интерес, как продавца, соблюдается в любом случае...
УдалитьА ведь это почти все продажи в госсекторе!
Компромиссы, компромиссы, компромиссы... :)
УдалитьЧто еще остается. :)