Заметку пишу чисто для удобства: Anna Kravetz на Линкедине завела дискуссию о роли интранет-портала, и я понял, что развернуть свою мысль будет удобнее отдельно, чтобы не загромождать обсуждение большими объемами текста.
Обращаю внимание, речь об интранет-портале. Т.е. неком внутреннем ресурсе организации.
George Karkuzashvili, в силу специфики работы его предприятия, предлагающего некий конструктор онлайн-решений (в частности, отраслевые интернет-порталы), полагает, что в портале можно объединить если не всё, то очень много. Мне кажется, что я его хорошо понимаю, но есть существенные аргументы против.
Кому интересно, давайте разбираться. :)
Прикол в том, что я в свое время был активным сторонником единого интерфейса. Сразу оговорюсь: я — не айтишник, просто пользователь того, что хорошего (и плохого :) ) нам создают айтишники. :)
Так вот, моя твердая точка зрения была такова: сотрудник должен приходить на работу и запускать одну-единственную программу. ОК, пусть это будет еще парочка программ вроде офисных. Тогда еще не было такой уверенности ни в успешности SaaS-решений, ни в такой распространенности веб-доступа. Теперь, в силу современных тенденций, этой программой вполне может быть обычный браузер — и даже офисных программ может не быть, т.к. есть веб-инструменты, успешно заменяющие по крайней мере их основной функционал.
Мне казалось, что это будет здорово. Не надо запускать (а до этого изучить) 6-7 отдельных программ (часто их количество больше), нужно просто зайти хотя бы в тот же интранет-портал и иметь полную возможность работать только там. Здорово? :) Как по мне, здорово. И я даже не буду спорить насчет того, что это можно реализовать.
Но, как говорил Гаррис ("Трое в лодке, не считая собаки", Джером К. Джером), а что будет, если пойдет дождь? Даже если представить идеальную ситуацию, когда все программное обеспечение (в широком смысле этого слова) ставится с нуля. Все равно, через какое-то время возникает необходимость сделать еще что-то. Поставить еще какой-нибудь SPSS для аналитики или дополнительную программу технарям, оптимизирующую что-то там у них. А потом сотрудники захотели себе поставить какой-нибудь Evernote. Вы можете заменить его каким-то функционалом в интранет-портале? Теоретически — да, практически — а зачем?
Идем дальше. Можно ли поставить в интранет-портал чат? А видео-чат? Конечно, это не так уж сложно. Но клиент пользуется скайпом. Проигнорируем клиента? :)
И это я пока что говорю об идеальной ситуации и относительно простых функционалах.
А теперь представим, что все идет, как это обычно бывает. Эволюционно. В какой-то момент появилась бухгалтерская программа, затем складская; кто-то начал системно куда-то записывать информацию о клиентах, потом появились требования унифицироватьсуповой набор перечень офисных приложений, у некоторых компаний появляется биллинг, у некоторых какой-то набор программ у технарей, про который никто, кроме самих технарей, даже и не знает. Бухгалтерская и складская программы объединяются в ERP, причем какое — определяет финансовый департамент, им же больше всех использовать это ПО. Компании это стоит огромную кучу денег, времени и нервов. А потом оказывается, что куча заметно больше, чем изначально планировалось, но отступать уже некуда, и в конце концов все заработало (предположим :) ).
Дальше информация о клиентах переносится во вновь приобретенную CRM-систему. Причем какую — определяет маркетинговый департамент, т.к. остальных, по большому счету, это не касается. Это может быть куча денег, может не быть, в данном случае не так важно. Кстати, по ходу выясняется, что отдел обслуживания уже давно использует нечто самописное, что облегчает им жизнь и без чего они категорически не могут работать. Предположим удивительное: их ПО было заменено аналогичным функционалом из CRM или успешно интегрировано в него.
А что производство, что технари? А у них, как это ни странно, тоже может быть что-то свое. Причем, с очень большой вероятностью, в интранет-портал ну никак невпихуемое.
Обратите внимание, приобреталось серьезное ПО, причем, почти всегда — от разных вендоров. Можно ли это интегрировать и объединить в интранет-портале? Конечно, можно. Но, во-первых, уже возникает естественный вопрос: зачем? Во-вторых, со сложностью продукта сложность разработки, тестирования и поддержки вырастает даже не в геометрической прогрессии, а экспоненциально. Если мне не изменяет склероз, еще Фредерик Брукс в старом, но классическом труде "Мифический человеко-месяц" указал разницу между созданием серьезного программного решения и решения "на коленке".
И это я еще электронный документооборот не вспоминал... :) С цифровыми подписями, отслеживанием открытия и отработки документов, инструментами визирования, "правильным" архивом и прочим.
А управление задачами и проектами? Да это просто замечательно, если все интегрировано и с документооборотом, и с той же CRM, и с прочими программами. Но в реальности запросто может оказаться, что это все уже куплено, причем за большие деньги, а интеграция будет стоит еще и еще. И не только денег, но еще усилий и времени.
Так что же мы так грустно и практически ничего про собственно внутренний портал? Он нужен, но мое скромное мнение — надо сразу понимать, что это живой организм. Родившийся, скорее всего, собычной внутренней файло-помойки некого общего ресурса, где лежали в общем доступе полезные документы. Плюс где-то наверняка был внутренний форум, плюс какие-то ресурсы, куда могли ходить только отдельные люди с доступом.
Так почему бы в данном случае не поступать так, как иногда поступают с пешеходными дорожками: асфальтируют не сразу, а после того, как люди уже протопчут удобные маршруты.
Как по мне, в интранет-портале должна быть обязательно база знаний, общедоступные регламентирующие документы, другая полезная информация. Кроме того, очень здорово, когда есть разные инструменты для общения — от чата до видеоконференций. Просто не стоит думать, что на этом все и ограничится. Увы, нет, но некий внутренний ресурс решает свою, а не глобальную проблему.
Что с образовательным порталом, если таковой есть? Подозреваю, что то же самое, что и с остальными. Т.е. в портале, наверное, на него максимум можно поставить ссылку, но полноценная интеграция вряд ли будет стоит свеч.
Замечательно, когда там же есть внутренний справочник. Плюс возможность проводить внутренние активности: соревнования, викторины и прочее. А, у ваших кадровиков еще есть отдельная программа? :) Все равно вышеперечисленное лучше делать на портале, а программу ваших эйчаров, как их сейчас модно называть, можете, конечно, попробовать интегрировать в портал, но предлагаю трезво оценить полезность и затратность. :)
Сейчас полно электронных книг — как по мне, им тоже место на общем портале.
Я знаю зарубежные примеры создания внутренних социальных сетей (да-да!), некоторые работодатели считают, что это помогает сплочению коллектива и повышению эффективности, как результат. Это тоже естественным образом ложится на интранет-портал.
А еще некоторые вообще организовывают виртуальные рабочие пространства, чтобы можно было бы эффективно работать с любого места и в офис не ходить (на всякий случай: это тоже из реальной жизни, но тоже из зарубежной).
Т.е. когда из интранет-портала не делают самоцели и фетиша, а развивают естественным образом и исходя из разумных предположений, то я даже не знаю, как в большой компании без него вообще можно работать. :)
Обращаю внимание, речь об интранет-портале. Т.е. неком внутреннем ресурсе организации.
George Karkuzashvili, в силу специфики работы его предприятия, предлагающего некий конструктор онлайн-решений (в частности, отраслевые интернет-порталы), полагает, что в портале можно объединить если не всё, то очень много. Мне кажется, что я его хорошо понимаю, но есть существенные аргументы против.
Кому интересно, давайте разбираться. :)
Прикол в том, что я в свое время был активным сторонником единого интерфейса. Сразу оговорюсь: я — не айтишник, просто пользователь того, что хорошего (и плохого :) ) нам создают айтишники. :)
Так вот, моя твердая точка зрения была такова: сотрудник должен приходить на работу и запускать одну-единственную программу. ОК, пусть это будет еще парочка программ вроде офисных. Тогда еще не было такой уверенности ни в успешности SaaS-решений, ни в такой распространенности веб-доступа. Теперь, в силу современных тенденций, этой программой вполне может быть обычный браузер — и даже офисных программ может не быть, т.к. есть веб-инструменты, успешно заменяющие по крайней мере их основной функционал.
Мне казалось, что это будет здорово. Не надо запускать (а до этого изучить) 6-7 отдельных программ (часто их количество больше), нужно просто зайти хотя бы в тот же интранет-портал и иметь полную возможность работать только там. Здорово? :) Как по мне, здорово. И я даже не буду спорить насчет того, что это можно реализовать.
Но, как говорил Гаррис ("Трое в лодке, не считая собаки", Джером К. Джером), а что будет, если пойдет дождь? Даже если представить идеальную ситуацию, когда все программное обеспечение (в широком смысле этого слова) ставится с нуля. Все равно, через какое-то время возникает необходимость сделать еще что-то. Поставить еще какой-нибудь SPSS для аналитики или дополнительную программу технарям, оптимизирующую что-то там у них. А потом сотрудники захотели себе поставить какой-нибудь Evernote. Вы можете заменить его каким-то функционалом в интранет-портале? Теоретически — да, практически — а зачем?
Идем дальше. Можно ли поставить в интранет-портал чат? А видео-чат? Конечно, это не так уж сложно. Но клиент пользуется скайпом. Проигнорируем клиента? :)
И это я пока что говорю об идеальной ситуации и относительно простых функционалах.
А теперь представим, что все идет, как это обычно бывает. Эволюционно. В какой-то момент появилась бухгалтерская программа, затем складская; кто-то начал системно куда-то записывать информацию о клиентах, потом появились требования унифицировать
Дальше информация о клиентах переносится во вновь приобретенную CRM-систему. Причем какую — определяет маркетинговый департамент, т.к. остальных, по большому счету, это не касается. Это может быть куча денег, может не быть, в данном случае не так важно. Кстати, по ходу выясняется, что отдел обслуживания уже давно использует нечто самописное, что облегчает им жизнь и без чего они категорически не могут работать. Предположим удивительное: их ПО было заменено аналогичным функционалом из CRM или успешно интегрировано в него.
А что производство, что технари? А у них, как это ни странно, тоже может быть что-то свое. Причем, с очень большой вероятностью, в интранет-портал ну никак невпихуемое.
Обратите внимание, приобреталось серьезное ПО, причем, почти всегда — от разных вендоров. Можно ли это интегрировать и объединить в интранет-портале? Конечно, можно. Но, во-первых, уже возникает естественный вопрос: зачем? Во-вторых, со сложностью продукта сложность разработки, тестирования и поддержки вырастает даже не в геометрической прогрессии, а экспоненциально. Если мне не изменяет склероз, еще Фредерик Брукс в старом, но классическом труде "Мифический человеко-месяц" указал разницу между созданием серьезного программного решения и решения "на коленке".
И это я еще электронный документооборот не вспоминал... :) С цифровыми подписями, отслеживанием открытия и отработки документов, инструментами визирования, "правильным" архивом и прочим.
А управление задачами и проектами? Да это просто замечательно, если все интегрировано и с документооборотом, и с той же CRM, и с прочими программами. Но в реальности запросто может оказаться, что это все уже куплено, причем за большие деньги, а интеграция будет стоит еще и еще. И не только денег, но еще усилий и времени.
Так что же мы так грустно и практически ничего про собственно внутренний портал? Он нужен, но мое скромное мнение — надо сразу понимать, что это живой организм. Родившийся, скорее всего, с
Так почему бы в данном случае не поступать так, как иногда поступают с пешеходными дорожками: асфальтируют не сразу, а после того, как люди уже протопчут удобные маршруты.
Как по мне, в интранет-портале должна быть обязательно база знаний, общедоступные регламентирующие документы, другая полезная информация. Кроме того, очень здорово, когда есть разные инструменты для общения — от чата до видеоконференций. Просто не стоит думать, что на этом все и ограничится. Увы, нет, но некий внутренний ресурс решает свою, а не глобальную проблему.
Что с образовательным порталом, если таковой есть? Подозреваю, что то же самое, что и с остальными. Т.е. в портале, наверное, на него максимум можно поставить ссылку, но полноценная интеграция вряд ли будет стоит свеч.
Замечательно, когда там же есть внутренний справочник. Плюс возможность проводить внутренние активности: соревнования, викторины и прочее. А, у ваших кадровиков еще есть отдельная программа? :) Все равно вышеперечисленное лучше делать на портале, а программу ваших эйчаров, как их сейчас модно называть, можете, конечно, попробовать интегрировать в портал, но предлагаю трезво оценить полезность и затратность. :)
Сейчас полно электронных книг — как по мне, им тоже место на общем портале.
Я знаю зарубежные примеры создания внутренних социальных сетей (да-да!), некоторые работодатели считают, что это помогает сплочению коллектива и повышению эффективности, как результат. Это тоже естественным образом ложится на интранет-портал.
А еще некоторые вообще организовывают виртуальные рабочие пространства, чтобы можно было бы эффективно работать с любого места и в офис не ходить (на всякий случай: это тоже из реальной жизни, но тоже из зарубежной).
Т.е. когда из интранет-портала не делают самоцели и фетиша, а развивают естественным образом и исходя из разумных предположений, то я даже не знаю, как в большой компании без него вообще можно работать. :)
Владимир, спасибо за такое развернутое и интересное мнение! Тем более приятно, что вдохновил вас на это мой вопрос о бизнес-пользе интранет-порталов))
ОтветитьУдалитьПо поводу интеграции портала с другими системами. Вы упоминали, что сейчас единым "окном входа" для сотрудника вполне может быть браузер. Почему? Благодаря облачным сервисам и приложениям для самого браузера (например, приложения для Google Chrome). Все корпоративные системы сегодня также "сидят" в браузере. Так почему бы не использовать браузер как инструмент интеграции портала и других бизнес-приложений? Такое уже практикуется, и кажется мне очень перспективным и простым подходом. О примере такой интеграции для конкретной платформы корпоративных соцсетей я писала в своем блоге http://blog.annakravets.com/2012/06/18/integration-jive-anywhere/
Анна, спасибо за конструктивный комментарий и отдельное спасибо за наводку на Jive. Очень интересно. Прочитал и Вашу заметку, и на их сайт зашел (http://www.jivesoftware.com/), и для большей объективности почитал негативные отклики (http://habrahabr.ru/post/142005/). Заинтересовало, присмотрюсь к подобным решениям. :)
УдалитьЭто действительно перспективный подход, но: 1) и он не лишен проблем, связанных со сложными продуктами 2) в ряде случаев гораздо более эффективно использовать т.н. "тяжелый" клиент, т.е. "настоящую" программу, а не веб-доступ (могу отдельно аргументировать) 3) не все так просто с веб-доступом, т.к. чтобы его обеспечить, на браузер нужно, как правило, навешивать либо аддоны, либо обеспечивать работу через джаву, что тоже не всегда работает как часики, и это всё тоже надо держать в едином стандарте, что в начале пути довольно просто. Но потом со временем появляются новые версии браузеров, а обновление аддонов может существенно запаздывать...
В общем, согласен: перспектива есть. Но всё не так просто, как может показаться при поверхностном обзоре. :)