среда, 26 июня 2013 г.

Профиль идеального клиента и сегментация — в чем разница

Всё сказанное ниже — мое субъективное мнение, не претендующее на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.

Тем не менее, это мнение основано на практическом аспекте понятий профиля идеального клиента и сегментации.

Сегментация — это разделение клиентов, существующих или потенциальных, на определенные категории, сегменты. Это чисто маркетинговый термин, но продажникам важно его понимать, т.к. помимо обслуживания он нацелен и на продажи.

Сегментация нужна, чтобы более точно удовлетворять потребности разных клиентов.

Давайте теперь разберем, что такое профиль идеального клиента и чем он отличается от сегментации.

Первое отличие в том, что если сегментацию "выдумывают", т.е. создают, исходя из каких-то соображений, то профиль идеального клиента вырисовывается на основании имеющегося опыта.

Профиль идеального клиента (ПИК) — это набор критериев и качеств, показывающий какой клиент с одной стороны может получить от вашего продукта наибольшую пользу, а с другой стороны — вам его наиболее легко или удобно обслужить. Т.е. это тот покупатель, про которого вы можете сказать — мы нашли друг друга. И вы уже наловчились с выгодой для себя обслуживать именно такого рода покупателей, и такие покупатели получают от вас продукт, выгодно отличающийся от имеющихся аналогов и приносящий им реальную пользу.

Если еще не уловили нюанс между сегментом и ПИК, то сегменты создаются, как правило, с оглядкой на будущее (т.е. это результат маркетингового планирования), а ПИК — с оглядкой на прошлое (результат анализа и практического опыта).

Если все равно не понятно — ОК, идем дальше, не страшно.

Второе отличие — назначение.

С сегментацией прояснили — разным клиентам нужны разные продукты или наборы продуктов, часто имеет смысл их по-разному обслуживать и т.д. Т.е. мы делим наш рынок на определенные категории и получаем несколько "подрынков". На каждом "подрынке" действуем по-разному.

С практической точки зрения это задачка для маркетологов, которые потом помогают остальным приспособить свою работу под разные сегменты.

С ПИК ситуация совершенно другая. Он вообще нужен не потому, что его кто-то умненький выдумал, а потому, что он реально помогает в работе продавцам. Работу продавцов можно разделить на несколько этапов, но один из них всегда будет — оценка потенциала возможного клиента. Т.н. квалификация лида. Если лидов до фига, то неплохо бы иметь инструмент или технологию для отсеивания потенциально невыгодных лидов.

И вот для этой чисто жизненной и практической задачи, а не для маркетингового планирования, нужен ПИК. Продавец смотрит на десяток лидов, из них два подходят под ПИК. Отлично — значит на них обращаем внимание в первую очередь и к им прикладываем наибольшие усилия. Т.к. с другими подобными во-первых получилось, во-вторых они же сами остались довольны.

Теперь понимаете, в чем прикол? :)

ПИК — сборная характеристика того лида, с которым наиболее вероятен успех и с которым результат будет наиболее классным.

Он нужен для повседневной работы продавца — для квалификации лидов.

Он, естественно, постоянно меняется, т.к. меняется статистика. Сегодня вас покупают сети заправок, а завтра — магазины шаговой доступности. Сегодня у вас все классно получается с банками, клиенты довольны, а вы уже натренировались так, что знаете их работу лучше их самих. А завтра воспрянули после кризиса страховые компании и пальма первенства постепенно и плавно перешла к ним.

Еще нюанс: профиль идеального клиента — это не таргетирование. По той же причине, что это не сегментация. Таргетирование, нацеливание на определенный тип клиентов, — это тоже планирование. Тогда как ПИК — просто описание, помогающее продажам. Не более того. Ничего священного и таинственного — просто каждодневная работа. :)

Вот такое мое мнение. :)

9 комментариев:

  1. Всё хорошо. Но где связь? У Вас между сегментированием и профилем идеального клиента образовалась пропасть! Сегментирование - это, значит, продукт фантазий маркетологов, заготовка на будущее, а ПИК - наш успешный опыт продаж в прошлом. А настоящее где?! Прямо сегодня продавцам кому продавать - тем, кому всегда продавали, или тем, кому хотели бы продавать фантазёры-маркетёры???
    Если ПИК будет формироваться на основе статистики - бизнесу капец. Вы пишете, что он меняется. А откуда же берутся эти изменения? Если ПИК - это средство квалификации лидов, откуда могут взяться корректировки? Ведь все лиды, не попадающие в ПИК, должны быть отброшены! Значит, кто-то рискнул продать мимо статистики и обнаружил, что прёт? Или хуже того - пытался продавать по статистике, обнаружил, что больше не прёт и решил рискнуть? Так и происходит. Но только там, где маркетинг не работает.
    А там, где он работает, ПИК - это элемент сегментирования. Это инструмент, который маркетолог вручает продавцу, трафарет, который он накладывает на сегмент (каков бы ни был узкий - а он всегда будет достаточно разнообразный, чтобы вы не имели там 100%) чтобы продавец увидел чёткое лицо в толпе ему подобных.
    Так что таргетирование. В чистом виде. Потому что сегментация :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сегментирование и таргетирование — это к маркетингу. :)
      А чтобы реально отквалифицировать лид и правильно поставить приоритет (а не выбросить из списка), продавец все равно будет опираться не на то, чего хотят маркетологи, а на то, где более вероятна сделка.
      Вот и всё, ПИК помогает продавцам в этом деле. Это вовсе не значит, что неподходящие под ПИК лиды выбрасываются — просто по ним сразу понятно, что вероятность успеха ниже.
      Можно и не давать продавцу никакой статистики по прошлым продажам, можно не помогать ему определиться с приоритетами, — но это вряд ли поможет общему делу. :)
      Сегментирование, если проведено правильно, должно помогать не столько продавцу, сколько клиенту. Т.к. подразумевает, к примеру, уже подобранный комплект продуктов, сопроводительные материалы (не один справочник на 400 страниц на все случаи жизни, а короткий и понятный именно данному сегменту), удобные процедуры закупки и обслуживания, подогнанные именно под этот сегмент и т.п.
      Таргетирование — таки пожелания (маркетологов, в идеале).
      А ПИК — реалии жизни (продавцов). :)

      Удалить
    2. "...продавец все равно будет опираться не на то, чего хотят маркетологи, а на то, где более вероятна сделка". А как он определит, где она наиболее вероятна, если ПИК основан на статистике, а рынок, как вы сами правильно пишете, постоянно меняется? В Вашей интерпретации ПИК - это запаздывающий показатель. Он годится только чтобы причины смерти анализировать, но не продажи развивать.
      Вы просто недоговариваете, Владимир, что в описанной Вами системе продавец одновременно и маркетолог и сам этот ПИК корректирует. Но это не правило, а исключение! В нормальном, системном бизнесе так не бывает!
      Именно так компания Kodak тупо долбилась в свой ПИК, использующий плёнки и фотолаборатории, в то время, как Canon большой ложкой отъедал у неё рынок со своими цифровыми фото-технологиями, пока не сдохла. И примеров тому - тьма.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Статистика меняется с каждой сделкой. :)
      Когда не было всяких CRM, то она была труднодоступна, но сейчас-то все несколько проще. :)
      Кроме того, ПИК не обязательно должен быть единственным инструментом. И да, он полезен продавцам, для продаж, а не для развития продаж "вширь" или для продвижения продукта. Там возникают задачи другого рода.
      Причины провала Кодака вовсе не в том, что они "тупо долбились в свой ПИК". Там вообще причины не в продажах, а в стратегии. Продавцам поставили задачу — и им нужны инструменты, ее облегчающие.
      А Кодак протупил со стратегией. Жалко было рубануть собственный бизнес (они ж ведь цифровое фото первыми разработали, но тут же его и припрятали).
      Вот Жилетт не боится самому себе на пятки наступать — и имеет просто обалденную долю рынка (сколько точно — не помню, врать не буду, но когда-то она была порядка 70%).
      Но ПИК тут опять не при чем. :)
      ПИК нужен сегодня и сейчас конкретному продавцу, чтобы ему было чуть проще сориентироваться по перспективе, не более того. :)

      Удалить
    2. Да кто ж спорит то! Но рисуют ему этот ПИК маркетологи, а не статистика.

      Удалить
    3. И стратегическая ошибка Кодака именно в том и была - они не выдали своевременно своим продавцам новый ПИК. А уж из страха, или ещё по какой-то причине - это уже нюансы.

      Удалить
    4. Кодаку нужно было иметь смелость поменять стратегию и да, как следствие, — поставить новые задачи продавцам. По новому продукту не мог быть старый ПИК, для этого момента как раз и нужно таргетирование.
      Но они предпочли доить ту же самую корову, пока та не скончалась естественной смертью. :)

      Удалить
  3. Об электромобилях, кстати, рекомендую: http://slon.ru/future/test_drayv_tesla_udobna_kak_iphone-975735.xhtml

    ОтветитьУдалить