пятница, 21 июня 2013 г.

УТП: что об этом нужно знать продажнику

УТП — это т.н. уникальное торговое предложение.
Сам термин (предупреждаю, Википедия не всегда права :) ) и понятие были если не придуманы, то развиты выдающимся специалистом по тв-рекламе Россером Ривзом.
Еще в начале 40-х! :)
Что об этом должны знать продажники? (Как обычно, ограничиваемся случаем прямых продаж бизнес-клиентам).
Что делать, если руководитель строго спрашивает "а ну-ка сформулируй УТП по вот этому нашему замечательному продукту", а вы не знаете, что ответить? :)

Начну с конца — это плохо, если вы не можете четко и сразу сформулировать УТП вашей компании в целом или по конкретному продукту в частности.
Не стоит спорить с руководителем (поверьте, у меня есть некоторый опыт в этом смысле :) ).
Если УТП существует в сформулированном и опубликованном виде (обычно это делают маркетологи, это их задача), то, наверное, нужно ответить что-то вроде "был неправ, исправлюсь".
Если УТП нигде не опубликовано и не сформулировано в четком виде, можно попробовать съязвить и ответить что-то вроде "был неправ, исправлюсь, где с ним можно ознакомиться?" :)

Повсеместно считается, что у продажника УТП должно от зубов отскакивать, подними его хоть среди ночи.

Скажем так: неплохо бы, но стоит ли придавать настолько серьезное значение формулировке УТП? Его суть — в донесении ценности продукта для клиента, но там есть и множество других проблем, мы недавно их рассматривали.

И нужно понимать, что УТП придумано рекламщиком для рекламщиков. Улавливаете разницу? :) Вы — не телевизор, чтобы вещать рекламными слоганами. Их нужно знать — ну как же не знать рекламу своей фирмы — но разговаривать рекламными фразами вряд ли имеет смысл.

Что еще может быть проблемой — иногда УТП выглядит шаблонно и формально.
То, что может кое-как пройти в рекламе, далеко не всегда будет уместно в беседе с потенциальным клиентом.

Так что если вы хороший продажник, то вы не просто должны знать УТП вашей фирмы, не только понимать, где и когда уместно его вспоминать, но и указывать маркетологам, если УТП не соответствует реальности или, тем более, выглядит откровенно глупо в разговоре с клиентом.

А что делать, если УТП не сформулировано, а руководитель считает, что это вообще-то как раз ваше дело?
Ну что делать — так очень часто и бывает в компаниях со слабым маркетингом.

Опять же, нет смысла спорить с руководителем — лучше тогда самим его и сформулировать.

Какая основная проблема — УТП чаще придумывают, чем формулируют.
Что я имею в виду: УТП по-хорошему должно быть сформулировано еще на стадии планирования продукта, а не на стадии его продажи. Неправильно вначале что-то создать, а потом придумывать, почему это что-то на самом деле лучше своих аналогов. Надо чтобы это преимущество было на самом деле, тогда и сформулировать его легче. А если его нет, а сформулировать нужно...

Вот и получается что-то вроде "а давайте скажем, что наш продукт просто самый лучший". Ага, оригинально. Нет, если это правда — то и на здоровье, но надо бы быть в этом уверенным хотя бы. Да и предложение-то в чем? :) Тот же Россер Ривз возмущался, что само понятие УТП извратили и понимают вообще не так, как оно задумывалось.

В его понимании:

  1. Реклама должна содержать конкретное предложение для покупателя: купить конкретный товар и получить конкретную выгоду;
  2. Предложение должно быть уникальным, таким, которое конкурент не может сделать либо же не делает, хотя и может;
  3. Предложение должно быть достаточно сильным, чтобы вовлечь новых потребителей в покупку товара.
Обычно самые-самые проблемы со вторым пунктом. С первым и третьим проблема другого рода — их обычно просто забывают учесть... :)

По моей задумке, тут у вас должна возникнуть мысль — да это же вообще не дело продажников! :) Ну да, это дело маркетологов в первую очередь. Просто с одной стороны было бы неплохо, если бы они, как стратеги, советовались бы с вами, как с практиками. Как оно выглядит в реальных боевых условиях, так сказать.

А с другой стороны маркетологов в фирме может и не быть, а руководитель может считать, что это ваша задача, и с этим будет трудно спорить.

Как правильно сформулировать УТП я вам не скажу, т.к. я не маркетолог.

Могу лишь резюмировать, собственно, что нужно знать про УТП продажнику:

  1. Само УТП нужно знать обязательно, т.к. это напрямую касается того, что вы продаете.
  2. Это — дело рекламщиков и маркетологов, вас касается постольку-поскольку (если обстановка не позволяет, то эту мысль можно не высказывать, а просто держать при себе :) ).
  3. В общении с клиентом упоминать УТП можно разве что на завершающих стадиях, да и то, не в "рекламном", а в переработанном и пригодном для человеческого разговора виде. 
На начальных стадиях гораздо более полезно сформулировать и держать под рукой т.н. sales message — поговорим о нем в следующей заметке. :)

6 комментариев:

  1. Знаете, за что я люблю это сокращение - УТП? Потому что оно хорошо вписывается в слово УТоПия :-) В мире, сотворённом человеческими руками, не может быть ничего уникального. Уникально только творение Создателя.
    Как всегда, теоретики слегка опередили время, когда придумали эту фишку - УТП. Что такое инновации на самом деле, все узнали немного позже.
    Сначала же Макл Портер практически похоронил УТП своим открытием о том, что конкурентных стратегий возможно всего две - либо продавать то же что и все, но дешевле, либо продавать что-то особенное. Но даже если вам удалось создать что-то особенное, сказал Портер, скорее всего совсем скоро вам придётся думать, как снизить цену, ибо конкуренты не дремлют и начинают копировать сразу же. И единственный способ защититься от этого - сделать ваше предложение не уникальным, а трудно копируемым. А это, согласитесь, две большие разницы, как у вас в Одессе говорят. С этого момента про УТП все немного забыли и ударились в брендинг. Ну а потом был Apple :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все правильно, надо понимать, что этому понятию сто лет в обед. :) И что у него довольно ограниченный спектр применения. Правда, когда я говорю, что УТП сделано рекламщиками и для рекламщиков, то маркетологи обычно со мной очень спорят. :)
      Кстати, я бы не сильно смешивал инновации с УТП. Т.к. можно быть банально Укрзалізницею и обладать УТП, хотя при этом очень трудно говорить об инновациях. :)
      Равно как можно сделать инновационный электромобиль, который ну никак не обладает УТП (хотя может быть интересен в плане имиджа или личного взноса в защиту внешней среды).

      Удалить
    2. Не согласен. Инновации - это всегда УТП. Просто на него пока нет спроса. Но это не значит, что его вообще не будет. Вспомните, персональный компьютер когда-то был абсурдом, отвергнутым IBM.
      Гибридомобили, на которых уже сейчас ездит приличная доля автомобилистов в развитых странах, хоть никому не нужны на самом деле, будут продаваться всё больше и больше, а их гибридность - становиться все менее и менее гибридной. Пока однажды не появится электромобиль, по потребительским свойствам (включая и цену приобретения, и владения) не уступающий традиционным.
      Ну а зализныця - это не УТП, а УМП - Уникальное Монопольное Положение :-)))

      Удалить
    3. Ну да УМП — это покруче, чем УТП. :)
      Я просто смотрю на это всё с практической стороны.
      УТП было нужно для "телевизора", чтобы коротко и "призывно" что-то сказать потенциальному покупателю.
      Позже это развили в нечто большее, но ведь в большинстве случаев, как Вы правильно заметили, никакого УТП нет.
      И что делать продавцам? :) Особенно, когда их спрашивают про это УТП? :)
      Ну а инновации — они ведь не всегда пригодны к продаже. Поэтому и УТП не всегда присутствует.

      Удалить
    4. Вот, кстати, про электромобили -
      http://slon.ru/future/test_drayv_tesla_udobna_kak_iphone-975735.xhtml
      и вот интересно -
      http://www.autonews.ru/automarket_news/news/1763812/
      Не обладают, говорите, УТП? ;-)

      Ну а в свете нашего конценсуса о важности интерперсональных коммуникаций в В2В продажах, я бы рекомендовал продавцам на вопрос "Каково ваше УТП?" широко улыбаться и отвечать "Наше УТП - это Я!" :-)))

      P.S. Странно. За более чем 15 лет карьеры меня ни разу не спросили...

      Удалить
    5. Клиент вряд ли когда-нибудь спросит (меня тоже ни разу не спрашивали). :)
      Может спросить руководитель. :)
      Электромобили — ОК, сейчас этот пример уже перестает быть корректным, но на заре их появления они представляли интерес именно из соображений перспективы. Рано или поздно нефть кончится. :)
      Мне сложно подобрать что-то инновационное, но не представляющее собой продукт, обладающий УТП, т.к. обычно подобного рода вещи тонут в безвестии. :)
      Хотя могу попробовать: Гугл позакрывал ряд своих продуктов (http://marketingland.com/infographic-as-google-readers-dies-other-products-it-joins-in-the-google-graveyard-50263), среди которых были инновационные, но не обладающие достаточно уникальными преимуществами перед аналогами конкурентов. :)

      Удалить