![]() |
Copyright (c) 123RF Stock Photos |
По-честному, обычно сложно сказать, что прогноз выполнения плана — 100%. Т.е. что план будет обязательно выполнен.
Ведь если это действительно так, то план получается лёгенький. "А-а-а, выполним обязательно, без труда". Не будет ли это сигналом тут же скорректировать план в большую сторону? :)
А если сказать, что, к примеру, вероятность выполнения плана — 50 на 50, т.е. 50%, то руководитель тут же возмутится — как же так? Ты же только что говорил, демонстрируя тот самый оптимистичный задор, что собираешься выполнить план? :)
Все потому, что между планом и прогнозом серьезная разница. Почему я говорю о таких очевидных вещах? Потому что они далеко не всем очевидны, как ни странно.
Давайте немного поговорим об этом.
Во-первых, зачем нужен план?
Да, давайте определимся. Планы бывают разные, так вот, мы сейчас о том самом плане продаж, который наши западные коллеги часто называют квота. Т.е. план, выраженный в количественных показателях, которые нужно достичь в определенный срок.
Так зачем он нужен? Почему не сказать — сделайте, сколько получится?
Очевидно, потому что руководителей не устроит такая неопределенность. Им хочется руководить процессом, управлять событиями. А не просто ждать, что там получится.
План продаж в данном случае — задание. Задание достичь определенных показателей.
Ну и, конечно, руководителям хочется понимать, на что рассчитывать.
Стоп.
Но разве план дает понимание, на что можно рассчитывать?
![]() |
Copyright (c) 123RF Stock Photos |
Очень трудновыполнимые, вероятность выполнения которых ближе к нулю, — тоже редко мотивируют. Вгоняют в депрессию и отчаяние. Все равно вряд ли получится сделать, так какой смысл напрягаться.
Вернемся к плану. Получается, наиболее стимулирующий план — это тот, вероятность выполнения которого равна примерно 50%. Если план — это задание — то имеет смысл не делать его ни слишком легким, ни слишком тяжелым.
И получается, что по плану не особо видно, на что же можно рассчитывать. Т.е. можно прикинуть: план — такой-то, вероятность выполнения — 50%. Но прикинуть, на что же можно рассчитывать, можно и более объективным способом: учесть, как обычно сотрудники уже выполняли или нет план, какая общая ситуация на рынке, какова активность конкурентов, каковы настроения клиентов, есть ли задел у сотрудников, что вообще с сотрудниками, может, значительная их часть вообще в отпуске или увольняются, как быстро идет поставка или внедрение, и т.д., и т.п.
Т.е. сделать полноценный и максимально объективный прогноз.
Опять скажу очевидную вещь: план — это задание, а прогноз — это то, что скорее всего получится. Объективно. А не со слов начальника отдела продаж, который может просто побояться сказать, что план может быть не выполненным.
План должен указывать, что нужно делать, а прогноз — подсказывать, на что можно рассчитывать.
По-хорошему, план и прогноз — это неотъемлемая часть последующего анализа. Мы спланировали вот это, наш прогноз был таков — и вот что получилось. Давайте смотреть, что у нас вышло здорово, а где промахнулись.
![]() |
Copyright (c) 123RF Stock Photos |
Если начальник отдела продаж рапортует, как бравый казак, что "будьсделано, ваше благородие, не извольте волноваться", — то он, может, неплохой лидер, но паршивый аналитик. Стимулировать бравым видом нужно подчиненных, а не руководство.
А если директор хочет видеть у начальника продаж именно бравый и слегка бестолковый задор, блеск в глазах и легкую придурь? :)
Тогда пусть забудет про объективный прогноз — и полноценный анализ.
Вот такое мое скромное мнение. :)
А вы что думаете? :)
В реальности всё с точностью до наоборот. Большинство отечественных бизнесменов и руководителей считают: план - это обязательство, то что наверняка будет исполнено, если не случится форс-мажора; а прогноз - это как прогноз погоды - то ли будет дождь, то ли нет, вроде обещают, но верить не стоит.
ОтветитьУдалитьИнтересно, в какой точке происходит подмена понятий? Есть идеи?
Во многих случаях происходит не подмена, а полное слияние прогноза и плана. :)
Удалить