пятница, 6 июля 2012 г.

Ответственность, полномочия, возможности.

Читаю книгу Джека Митчела "Путь к сердцу клиента", нашел интересное утверждение, что предоставить полномочия — вовсе не то же самое, что предоставить возможности.
Давайте об этом поговорим. :)

Собственно, мысль ему подсказал его знакомый из IBM, Ник Донофрио. Джек Митчел посчитал, что "возможности" звучит гораздо лучше, чем "полномочия". Т.к. когда предоставляют возможности, по его мнению, это означает, что предоставляют не только необходимые полномочия, но и ресурсы. Что, конечно, немаловажно.
Для многих эта тема больная, т.к. очень часто встречаются ситуации, когда ответственность на сотрудника возложили, а полномочия дали урезанные или совсем не дали. Ну а возможности вообще получаются довольно призрачными.
Почему так происходит? Думаю, что в корне проблемы часто сидит недоверие, возведенное в ранг одного из принципов управления ("никому нельзя верить"). Руководитель опасается, что сотрудник, получив полномочия, натворит что-то такое, за что ему, руководителю, придется бледнеть, краснеть и заикаться. Поэтому предпочитает по максимуму замыкать все процессы на себя. Или хотя бы на горстку проверенных людей. Так, в общем, и получается управленческая вертикаль.
А если предоставить реальные полномочия или, как это делает Джек Митчел, возможности, — будет ли лучше? Тут надо понимать, что Джек делает гораздо больше, чем просто предоставляет возможности своим сотрудникам. Он, например, не называет их подчиненными. Он предпочитает их называть партнерами. И хорошо платить. И удерживать тех, кто проявляет себя хорошо. За превышение определенного предела — платить больше (правда, этот предел достаточно высок — 1 млн долларов дохода).
Вообще, книгу рекомендую.
Насчет возможностей, еще одна вещь — все Митчелы (это их семейный бизнес), если я правильно понимаю, дают прекрасный пример своим сотрудникам. Как надо обходиться с клиентами, как им угождать (наверное, "угождать" — это наиболее часто встречающееся слово в книге).
Т.е. сотрудники получают не только возможности, но и множество примеров. Их не ограничивают, но направляют. Их не наказывают, но им помогают.
Согласитесь, далеко не каждый руководитель сможет выдержать такой стиль. А если говорить о стиле всех руководителей — то тем более.
Если дать сотруднику возможности, но не показать, что нужно делать, то это действительно риск. В общем, как и ожидалось, предоставление возможностей — либо часть системы управления, либо довольно стрёмная штука.
Но мне бы так понравилось. Мне кажется (и Джеку Митчелу тоже, кстати), что это возможность быть более эффективными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий