Обычно в больших компаниях есть ритуал отчетности подчиненных руководству. Это нечто среднее между молитвой, жертвоприношением и исповедью. :) Рапортующий сообщает верховным божествам некую информацию, ожидая благословения или порицания.
Почему я так ироничен по отношению к такой полезной, казалось бы, вещи, как отчетность, — читайте под катом.
А и правда, зачем нужна отчетность (рассматриваем только отчетность подчиненных руководителю)? Правильно, чтобы руководство знало, что происходит, как идут дела, и т.д. А зачем им это знать, простите за дурацкий вопрос? Наверное, чтобы сделать выводы. Как-то повлиять на ситуацию. Это ж руководство, в конце концов. Оно ж должно что-то делать. Поощрить передовиков, наказать отстающих, объяснить всем, куда идти и на чем сконцентрироваться. Наверное. :-)
Ну, как бы, скорее всего, сотрудники и сами в курсе, что им делать. Но считается, что они без руководящего глаза, руководящего перста или каких-нибудь других руководящих частей тела нормально работать не будут. Т.е. часто считается, что сотрудников нужно регулярностегать плетью стимулировать. :-)
А как руководству выполнять свою работу, если оно не в курсе, кого надо стимулироватьпряником положительно, а кого — кнутом отрицательно? Некоторые просто всех стимулируют отрицательно, без разбору, просто считая себя при этом строгими руководителями. Реально, это упрощает задачу, чо там.
Но даже им нужна какая-то видимость вселенской справедливости.
Поэтому нужна отчетность. Чтобы сотрудник сам сознался, что не справился. И тем самым принес себя в жертву, на алтарь отчетного собрания.
Но сотрудники, ясное дело, обычно в жертвы не спешат. Поэтому отчетность искусно отображается так, чтобы плюсы были жирным и крупно, а минусы — мелко и в фоновом режиме.
Руководители не отстают от подчиненных, конечно. Они не только могут запросто поставить неудобный вопрос вроде "а сколько было нарублено капусты в позапрошлом квартале по сравнению с прошлым", но и даже из положительных вроде бы результатов сделать малоутешительный вид и повод для скорбного выражения лица. Отличные результаты? А где задел на будущие периоды? Беспрецедентное перевыполнение плана? А насколько это отличается в абсолютных величинах за тот же июнь прошлого года? Огромное количество заказов? Ну так вам за это деньги платят, а где инициативы?
В общем, опытный руководитель всегда найдет за что раздолбать подчиненных. Надо только зацепка. Эта, как ее, отчетность. ;-) Иначе как же стимулировать сотрудников?
Нужно собрание, нужна презентация, она же молитва-жертвоприношение-исповедь, и тогда получается работа у руководителя. Зачем проводятся собрания (опять простите за дурацкий вопрос)? Скоородинировать усилия, обменяться мнениями, выработать решения по насущным вопросам и прочая ерунда? Как бы не так. Собрания нужны для упрочения позиций руководства. ;-) Это важнейший элемент в деле демонстрации, кто главный в курятнике.
Работа побоку, клиенты нафиг — готовится отчетность.
Мало того, в конце опытный руководитель подготовит почву для следующей экзекуции. Вытащит из сотрудников обещание все исправить, улучшить, повысить и расширить. И припомнит на следующем собрании, когда эти обещания пойдут вразрез с очередной отчетностью.
Безусловно, есть наивные и не очень умные руководители, которые и стали-то руководителями случайно, скорее всего (обычно за заслуги в работе). Они не понимают сущность отчетности, собраний и вообще механизма контроля. Эти дурачки просто работают. Слушают своих подчиненных, чуть ли не сами же готовят итоговые цифры (а это, извините, полный капец, шо ж это за руководство такое, которое само отчеты для подчиненных составляет). Кто им скажет спасибо? Да никто. Работы ведь не видно. Сотрудники заняты своим делом, всяческие отчеты воспринимают спокойно, никого не шугаются и вообще иногда даже выглядят вполне удовлетворенно. Т.е. никакой беготни по палубам с криком "полундра", никаких авральных работ до полуночи, никакого ощущения жуткой напряженности. Ошибки сотрудников — прекрасный повод поднять авторитет начальника — такими горе-руководителями зачастую даже прощаются. Они, как идиоты, иногда даже просто перекрывают себе этот канал для повышения уважения: делают так, чтобы больше конкретно такие ошибки не повторялись.
Фактически, совершенно непонятно, зачем нужны такие руководители. Кстати, в свою очередь своему руководству они нормально докладывать не умеют. Стараются быть искренними, принимают слова руководства близко к сердцу и даже пытаются спорить, что вообще ни в какие ворота, т.к. это ослабляет руководство, а значит, вредит команде.
Мало того, с введением всяких новомодных штучек вроде CRM и прочего, отчетность несколько теряет сакральность. Чем такие неумелые руководители и стараются пользоваться на свою голову (но обычно это получается плохо, т.к. случаи успешного внедрения CRM не так уж часты).
Они не понимают, что неконструктивно интересоваться работой, нужно интересоваться результатами (это называется нацеленность на результат). Не нужно спрашивать сотрудников, чем им помочь, т.к. они сразу начинают ныть и жаловаться, находя кучу причин, объясняющих плохие результаты. Если и делать это, то тонко: вначале спросить, что нужно для успешной работы, а потом тут же спросить, почему об этом сотрудники молчали раньше. Вот как бы и поинтересоваться, и тут же отбить охоту играть в эти либеральные игры.
Руководители-неумехи часто сами же берутся что-то делать, теряя при этом прекраснейший шанс спросить подчиненных, что нужно делать, несдержавшимся и не сумевшим промолчать это поручить, а потом с них же и спросить (это называется делегирование и поощрение инициативы; приемчик — супер).
Таким, не побоюсь этого слова, случайным руководителям приходится зарабатывать авторитет совершенно непотребными способами: им нужно хлопотать за отдел, смотреть за всеми, как за детьми, постоянно быть в курсе всего (и просто отчетность тут не поможет, тут придется регулярно общаться, т.е. ни о какой уставной дистанции речи не идет). И вообще, фактически работать на своих подчиненных. Вот так вот, делайте выводы. :-)
И, между прочим, результат не всегда будет положительным. Вы же работаете в большой компании, а остальные не факт, что будут работать так же. Да хоть и получилось сделать что-то хорошо, такой либеральный руководитель будет выглядеть бледно на фоне жесткого руководителя, по которому сразу видно, что у него все под контролем и все схвачено. А если что-то с результатами и не так, так это ж подчиненные бестолковые, вот отчетность... ;-)
Почему я так ироничен по отношению к такой полезной, казалось бы, вещи, как отчетность, — читайте под катом.
А и правда, зачем нужна отчетность (рассматриваем только отчетность подчиненных руководителю)? Правильно, чтобы руководство знало, что происходит, как идут дела, и т.д. А зачем им это знать, простите за дурацкий вопрос? Наверное, чтобы сделать выводы. Как-то повлиять на ситуацию. Это ж руководство, в конце концов. Оно ж должно что-то делать. Поощрить передовиков, наказать отстающих, объяснить всем, куда идти и на чем сконцентрироваться. Наверное. :-)
Ну, как бы, скорее всего, сотрудники и сами в курсе, что им делать. Но считается, что они без руководящего глаза, руководящего перста или каких-нибудь других руководящих частей тела нормально работать не будут. Т.е. часто считается, что сотрудников нужно регулярно
А как руководству выполнять свою работу, если оно не в курсе, кого надо стимулировать
Но даже им нужна какая-то видимость вселенской справедливости.
Поэтому нужна отчетность. Чтобы сотрудник сам сознался, что не справился. И тем самым принес себя в жертву, на алтарь отчетного собрания.
Но сотрудники, ясное дело, обычно в жертвы не спешат. Поэтому отчетность искусно отображается так, чтобы плюсы были жирным и крупно, а минусы — мелко и в фоновом режиме.
Руководители не отстают от подчиненных, конечно. Они не только могут запросто поставить неудобный вопрос вроде "а сколько было нарублено капусты в позапрошлом квартале по сравнению с прошлым", но и даже из положительных вроде бы результатов сделать малоутешительный вид и повод для скорбного выражения лица. Отличные результаты? А где задел на будущие периоды? Беспрецедентное перевыполнение плана? А насколько это отличается в абсолютных величинах за тот же июнь прошлого года? Огромное количество заказов? Ну так вам за это деньги платят, а где инициативы?
В общем, опытный руководитель всегда найдет за что раздолбать подчиненных. Надо только зацепка. Эта, как ее, отчетность. ;-) Иначе как же стимулировать сотрудников?
Нужно собрание, нужна презентация, она же молитва-жертвоприношение-исповедь, и тогда получается работа у руководителя. Зачем проводятся собрания (опять простите за дурацкий вопрос)? Скоородинировать усилия, обменяться мнениями, выработать решения по насущным вопросам и прочая ерунда? Как бы не так. Собрания нужны для упрочения позиций руководства. ;-) Это важнейший элемент в деле демонстрации, кто главный в курятнике.
Работа побоку, клиенты нафиг — готовится отчетность.
Мало того, в конце опытный руководитель подготовит почву для следующей экзекуции. Вытащит из сотрудников обещание все исправить, улучшить, повысить и расширить. И припомнит на следующем собрании, когда эти обещания пойдут вразрез с очередной отчетностью.
Безусловно, есть наивные и не очень умные руководители, которые и стали-то руководителями случайно, скорее всего (обычно за заслуги в работе). Они не понимают сущность отчетности, собраний и вообще механизма контроля. Эти дурачки просто работают. Слушают своих подчиненных, чуть ли не сами же готовят итоговые цифры (а это, извините, полный капец, шо ж это за руководство такое, которое само отчеты для подчиненных составляет). Кто им скажет спасибо? Да никто. Работы ведь не видно. Сотрудники заняты своим делом, всяческие отчеты воспринимают спокойно, никого не шугаются и вообще иногда даже выглядят вполне удовлетворенно. Т.е. никакой беготни по палубам с криком "полундра", никаких авральных работ до полуночи, никакого ощущения жуткой напряженности. Ошибки сотрудников — прекрасный повод поднять авторитет начальника — такими горе-руководителями зачастую даже прощаются. Они, как идиоты, иногда даже просто перекрывают себе этот канал для повышения уважения: делают так, чтобы больше конкретно такие ошибки не повторялись.
Фактически, совершенно непонятно, зачем нужны такие руководители. Кстати, в свою очередь своему руководству они нормально докладывать не умеют. Стараются быть искренними, принимают слова руководства близко к сердцу и даже пытаются спорить, что вообще ни в какие ворота, т.к. это ослабляет руководство, а значит, вредит команде.
Мало того, с введением всяких новомодных штучек вроде CRM и прочего, отчетность несколько теряет сакральность. Чем такие неумелые руководители и стараются пользоваться на свою голову (но обычно это получается плохо, т.к. случаи успешного внедрения CRM не так уж часты).
Они не понимают, что неконструктивно интересоваться работой, нужно интересоваться результатами (это называется нацеленность на результат). Не нужно спрашивать сотрудников, чем им помочь, т.к. они сразу начинают ныть и жаловаться, находя кучу причин, объясняющих плохие результаты. Если и делать это, то тонко: вначале спросить, что нужно для успешной работы, а потом тут же спросить, почему об этом сотрудники молчали раньше. Вот как бы и поинтересоваться, и тут же отбить охоту играть в эти либеральные игры.
Руководители-неумехи часто сами же берутся что-то делать, теряя при этом прекраснейший шанс спросить подчиненных, что нужно делать, несдержавшимся и не сумевшим промолчать это поручить, а потом с них же и спросить (это называется делегирование и поощрение инициативы; приемчик — супер).
Таким, не побоюсь этого слова, случайным руководителям приходится зарабатывать авторитет совершенно непотребными способами: им нужно хлопотать за отдел, смотреть за всеми, как за детьми, постоянно быть в курсе всего (и просто отчетность тут не поможет, тут придется регулярно общаться, т.е. ни о какой уставной дистанции речи не идет). И вообще, фактически работать на своих подчиненных. Вот так вот, делайте выводы. :-)
И, между прочим, результат не всегда будет положительным. Вы же работаете в большой компании, а остальные не факт, что будут работать так же. Да хоть и получилось сделать что-то хорошо, такой либеральный руководитель будет выглядеть бледно на фоне жесткого руководителя, по которому сразу видно, что у него все под контролем и все схвачено. А если что-то с результатами и не так, так это ж подчиненные бестолковые, вот отчетность... ;-)
Согласен. Отчётность - это способ измерения процесса движения к цели. И только. Но если целей нет (а их нет у большинства отечественных бизнесов, вернее - они не осознанны и не формаклизованы), то и отчётность превращается в фикцию. Сначала цели, потом - отчётность.
ОтветитьУдалитьНу да. Всегда воспринимал отчетность как обмен информацией. А не начальственный инструмент.
ОтветитьУдалитьНу и совершенно верно: если компания не знает, куда хочет попасть, то как ей поможет информация о том, где она находится? :)