среда, 31 октября 2012 г.

Идеальный продавец

По моему скромному мнению, такого не существует.
Попытки "вычислить" идеального продавца (вернее, набор "жизненно" необходимых качеств) разбиваются о жестокую реальность.
Давайте об этом поговорим.

К сожалению, не имею времени подкрепить свои слова ссылками на уважаемые издания, так что буду говорить голословно: некоторые агентства пытались выявить ключевые качества, необходимые для успешных продавцов. Одни это делали на основании статистических данных, другие свои заключения высасывали из пальца строили на основании собственного, субъективного по определению, мнения.
Информация первых показала статистику, но не направление к успеху. Информацию вторых можно принимать ко вниманию или нет, но если и принимать, то как точку зрения уважаемых в своей среде людей.
Когда мне говорят, что успешный продавец должен быть супер-общительным, пробивным и вообще, нравящимся окружающим, то я обычно привожу классический пример некого рыжего заикающегося паренька, который был вынужден пойти в продавцы (дело было очень давно, в конце 19 века) в обычную по тем временам лавку. Надо сказать, что тогда хозяин определял нижнюю планку по цене, а окончательную цену назначал сам продавец. И он как раз должен был быть очень проницательным, чтобы определить финансовые возможности зашедшего потенциального покупателя (обычно смотрели на одежду и обувь, это было довольно характерным показателем), и общительным, чтобы уболтать его на покупку по интересной цене.
Когда никак не справляющемуся заикающемуся и стеснительному новичку хозяин поставил ультиматум в виде минимального объема продаж, то тот из отчаяния сделал то, что до него не делал никто: на каждый товар прицепил бумажку с ценой, а сам сбежал от "стррррашных" покупателей в подсобку. Цена, конечно, была очень близкой к минимальной, т.к. стеснение не позволяло пареньку торговаться с покупателями.
Удивительно, но покупателям жутко понравилось нововведение и они "сделали план" и даже многократно превысили ожидания.
Мир узнал о ценниках, а Фрэнк Вулворт (так звали паренька) через некоторое время создал целую империю, одну из наиболее успешных розничных сетей, ориентирующуюся на низкие цены.

Продажи — это вид человеческих взаимоотношений. И я верю, что там есть место совершенно разным личностям. И общительным, и замкнутым, и эрудированным, и не особо образованным, и сообразительным, и слегка туговатым в плане принятия решений.
Есть технологии и механизмы, им можно научиться, это доступно каждому.
Есть некие принципы, их можно принять (или следовать своим принципам, почему нет).
У меня перед глазами масса примеров, когда покупатель выбирал не самого активного и квалифицированного продавца, т.к. чувствовал себя с менее "продвинутым" более безопасно.

Возможно, очередной стеснительный паренек, никак не подходящий под расхожие стереотипы успешного продавца, уже готов изобрести свои "ценники"... :) Не ставьте на нем крест раньше времени. :)

4 комментария:

  1. Доверие. Доверие. И ещё раз доверие. Это единственный товар, который мы продаём. Если вы вызываете доверие у достаточного количества людей - вы потенциально "хороший продавец".
    Но поскольку все люди разные и их только кое-как и очень приблизительно можно объединять в какие-то группы с более-менее общими подходами к вопросам чему/кому доверять (кажется, это умно называют сегментированием), "идеального продавца" нет и быть не может.
    Однако, есть вещи, вызывающие доверие абсолютно у всех людей на свете: честность, искренность, открытость, профессионализм и т. п. Достаточно ли их, чтобы успешно продать товар? К сожалению, нет. Их достаточно, чтобы успешно "продать себя", продавца. И, слава Богу, во многих случаях, когда покупатели не особо разбираются в товаре и рынке, или могут себе позволить пренебречь этим ради доверия конкретному продавцу, "продать себя" is enough. Но так бывает далеко не всегда. И чем меньше жира оставляет кризис под кожей у клиентов, тем строже они принимают решения.
    И вот, вы уже должны быть не только честны и профессиональны. Вы должны быть честнее и профессиональнее остальных. А это уже не вопрос квалификации. Это вопрос личной мотивации. Это вопрос жизненного выбора. Не больше и не меньше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Станислав, мне сложно с этим спорить, т.к. моя точка зрения практически полностью совпадает с Вашей. Но мы должны понимать свою субъективность. У меня нет (и я не встречал) строгих исследований насчет причин успешности продавцов. Думаю, что это вообще сложно измерить. Т.к. мы с Вами исходим из определенного, достаточно высокого уровня конкуренции и развития рынка. Если говорить об украинских реалиях, то это не так. Поэтому когда мне задают конкретный вопрос, что именно в нашей ситуации нужно, то помимо важности установления доверия и приобретения нужного уровня профессионализма, я добавляю, что еще важно, например, просто работать. Т.к. для получения результата мало иметь определенные умения и качества, нужно их еще и применять.
      Кроме того, иногда проявления честности и открытости, например, могут стать преградой для продаж там, где это не практикуется. Наверняка нужно уметь работать и в такой среде, понимая, что понятие честности — относительно — и для разных людей может отличаться в деталях.
      В общем, чем дальше я пытался разбираться, тем больше понимал, что моя личная оценка необходимых качеств — все-таки личная оценка, которую сложно подтвердить цифрами. А ее применимость сильно зависит от среды, в которой нужно работать.

      Удалить
    2. Моральные и этические стандарты невозможно измерять цифрами вообще - как не пытайся.
      Что касается среды - не могу согласиться. По-вашему выходит, что продавец не может быть лидером. Что ему не выгодно менять среду, а выгодно подстраиваться под неё. Но это faild strategy. Побеждают в конечном итоге те, кто играет против устоявшихся правил - это закон конкуренции.

      Удалить
  2. Ситуационное лидерство, в конкретном деле, в конкретной сделке, в конкретных переговорах, — да, согласен. Во-первых, это действительно нужно для успеха. Во-вторых, это достижимо, даже если собеседник или оппонент имеет гораздо более высокую категорию.
    Но более "глобальное" лидерство — это уже вопрос философский. Просто потому, что далеко не всегда и не для всех достижимо.

    ОтветитьУдалить